24 апреля 2017 г.

АЛЬПИНИАДА "ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ" – 2016, или ИТОГИ ДВУХ СЕЗОНОВ ПОД ПОЗЫВНЫМИ «БЕРКУТ»

15-23.10.2016 г.

15 октября, День 1

Традиционная осенняя альпиниада в Архызе в связи с необходимостью проводиться в зимний сезон стартовала на неделю позже, чем обычно, и, как мы узнали по прибытию на место, совершенно не зря: несколько дней назад над Софийским ущельем властвовала непогода; сходить толком ничего не удалось; для группы, сильно подмёрзшей и намокшей под стеной Софии, потребовались спасработы.

Теперь же нашу команду, споро переносящую скарб к месту установки базового лагеря, пригревают лучи утреннего ласкового солнца. Мы улыбаемся и жмуримся. Две игривые местные псины дружелюбно машут хвостами, сопровождая вереницу снующих взад-вперёд по мокрой дороге людей.

Но, несмотря на солнце, очень холодно: от реки тянет сыростью; ручьи и лужи цепенеют в объятьях льда; резные окоёмы палой листвы покрывает затейливая снежно-игольчатая бахрома; каждая дождинка и росинка, преломляя лучи солнца, сияет своими заиндевевшими хрустальными гранями.

В базовом лагере, установленном на этот раз чуть выше по ущелью в тени лесистого горного склона, в течение всего дня царит промозглый холод. Скорее бы наверх! Там холоднее. Там всё давно сковал мороз. Но там горизонт шире, небо ближе и нет пронизывающей всё насквозь сырости!

Среди состава Черноморского альпинистского клуба встречаю добрых друзей Дашу и Лёшу. Мы все будем ходить в разных командах и на разные вершины, но всё равно рядом. Такие встречи согревают душу. Это то, за что я так люблю нашу альпиниаду, ставшую для меня и многих альпинистов, военных и спасателей юга России своей, родной, домашней. И люди здесь тоже все свои, знакомые.

…Нашей боевой команды в прежнем понимании этого слова больше нет. Люди никуда не делись, просто немного подросли в альпинистском плане и теперь впервые пойдут малыми спортивными группами. Мой напарник по связке – подполковник СОБРа Евгений Киреев – это и есть моя команда на предстоящий выезд.

16 октября, День 2

Маршрутный лист заполнен, изучена и нарисована карта, поставлены подписи – мы выпущены сходить траверс двух вершин горы Орлёнок 2А категории трудности в качестве моего руководства.

Топаем на озеро Секретное, и, к моей радости, с нами рядом идут Лёша, Олег, Ваня – осколки нашей команды.

В висячей долине озера ветрено и холодно. Устанавливаем палатки и укладываемся спать тогда, когда вместе с сумерками на долину опускается снег.

17 октября, День 3

Пробудившись в 03.30, мы идём по направлению к крутой морене, ведущей в цирк Орлёнка, уже очень давно. Похожие на паутину хитросплетения тропинок, протоптанных среди зарослей рододендрона, теряются в беспорядочных навалах валунов. Наш путь и всё окружающее пространство похитила непроглядная туманная мгла, и из её бездонного чрева к нам навстречу медленно, как одинокие айсберги, выплывают тёмные громады скал. Мы, словно крохотные туманные ёжики, бредём, семеня лапками, сквозь неизвестность, которая совсем не торопится приподнимать завесу таинственности. На ощупь почувствовав увеличивающуюся крутизну, мы понимаем, что наконец вышли к морене. Потянулась вверх вереница наших следов. Оглядываясь назад, вниз, мы тщетно пытаемся разглядеть свет фонариков других групп, вышедших на штурм вершин, но, как и мы, потонувших в тумане. От этого на душе становится как-то одиноко.

В верхней части морены обломки скал особенно громадны. Они надвигаются на нас из серой пустоты призрачными летучими голландцами. Обходим их, заползаем на более мелкие валуны, скользя на их прикрытых льдом и снегом гранях.

Выходим в цирк и начинаем подъём по восточному склону Орленка. Где-то за завесой тумана занимается рассвет, опаляя её огнём. В её разрывах высоко над нами реет висящая в пустоте вершина массива Караджаш.

Восточная вершина Орлёнка всё ещё тонет в сизой пелене. Наша одежда и открытые участки лица покрыты резным узором изморози.

Чтобы пройти гору траверсом, ухожу на две верёвки вниз и западнее на острую перемычку между вершинами. Она имеет несколько жандармов. По наклонным осыпным полкам вместе с напарником обходим их, а вслед за нами следует ещё две альпинистских группы. Поднимаюсь на башню Центральной вершины, иногда раскапывая маршрут от снега для того, чтобы найти хорошую зацепку или заложить очередную точку страховки.

В 12.40 мы достигаем вершины. Чуть позже подходят участники второй и третьей групп, отчего на небольшом разрушенном пятачке становится тесно.

А вокруг солнце и свет одерживают окончательную победу над туманом, и его завеса, изодранная в клочья, опадает к снежным подножиям гор! И там, поправши серую хмарь, зыбко парят наши призрачные двойники-тени, чьи головы увенчаны радужным ореолом. Брокенские призраки! Такое редкое оптическое явление мы наблюдали впервые.

Мы начали обратный путь, спускаясь и поднимаясь вновь по уже известному нам гребневому маршруту, а вслед за нами неотступно следовали наши тени, словно стражи туманного мира. Один такой страж, особенно яркий, заключённый в огромное кольцо белой радуги, парил под восточной вершиной, когда мы вновь стояли на ней, озарённые солнцем. Ему не хотелось уходить, как и нам. Он медлил, словно ждал чего-то или кого-то, даря нам удивительную возможность восхищаться им. Но ведь чуда всегда должно быть немного?

…Нехотя мы тронулись вниз. Исчез призрак. Вскоре померкло и солнце, повалившись за серебристый, чистый горный окоём.

К 17.00, утомившись при спуске по скользкой морене, мы вернулись к нашим палаткам у озера и вскоре расположились на ночлег: завтрашний день сулит новый выход к горе Орлёнок, которую нам предстоит штурмовать по маршруту 3Б категории трудности.

18 октября, День 4

Ночь тиха, ясна и морозна. Массив Караджаш сияет своей пирамидальной заснеженной вершиной под звёздными небесами.

Пробудившись в четыре часа утра, мы выходим, но уже через пять минут вынуждены прекратить свой поход: Олег, поскользнувшись, падает и досадно травмирует ногу.

Предоставляя ему возможность отлежаться, мы с напарником, не теряя времени, бежим вниз, в базовый лагерь: нам нужно выпуститься на следующую вершину и прихватить немного провизии. Впереди – весь день, и он обещает быть великолепным!

Под ногами хрустит колкий иней, бодрый морозец пощипывает лицо, вершины пламенеют рассветным огнём, а мы уже прибегаем в спящий лагерь и караулим у судейской палатки нашего главного тренера, который только что пробудился. Пока постояльцы лагеря занимаются утренними хлопотами, я оформляю выход на вершину Северные Зубки 2Б категории трудности в качестве руководства для Жени.

Потом отправляюсь за своим напарником в стоящий особняком лагерь военных, где невольно любуюсь их умением организовать бивак: палатки для сна, больше похожие на шатры, оборудованы печками и раскладушками; складская палатка изобилует снаряжением; кухня просторна и солнечна и имеет всё необходимое для удобной готовки. Раскалённая маленькая баня непрестанно пыхтит, испуская клубы пара. Ожидая находящегося там Женю, я успеваю пообедать, потом и сама отправляюсь купаться, сушусь на солнышке, и вот так в неспешных делах день переваливает за середину. К этому времени с верхних ночёвок приходит наш пострадавший Олег, который из-за травмы решает прекратить восхождения. Его сопровождает инструктор Женя Бойко, помогая спустить в нижний лагерь тяжелый рюкзак.

Попрощавшись с Олегом, мы возвращаемся в штурмовой лагерь.

19 октября, День 5

День, солнечный и ясный, едва занялся, а мы уже стоим на водораздельном гребне горы Орлёнок, любуясь далёким и манящим южным горизонтом, половину которого заслонил собой красавец Пшиш.

Перевалив этот гребень, по сильно разрушенным скальным сбросам спускаемся под основание восточного бастиона горы, вдоль которого пролегает маршрут 3Б категории трудности, ведущий на вершину Орлёнок Центральный.

Первой движение по маршруту начинает группа под командованием Лёши Иванова, который идёт маршрут в качестве своего руководства. Стену, довольно крутую, он проходит быстро, чего нельзя сказать об участниках его команды. Пока они воюют с жумарами, иногда скидывая на нас камни, проходит не один час. Приближается полдень, становится жарко, а мы всё сидим под началом маршрута, собирая среди пожухлой травы крохотные ягоды брусники, алые, будто капли незапёкшейся крови.

Вероятность того, что нашей группе запретят поздно приступить к прохождению маршрута, наконец исчезает, когда мы всё же начинаем движение по отвесной стене.

При выходе со стены на гигантскую полку у основания вершины я необдуманно нагружаю своим весом нагромождение «живых» камней, расклинившихся и образовавших «пробку» в узком скальном жёлобе. Моего веса оказывается достаточно для того, чтобы вся эта масса осколков вырвалась у меня из-под ног и со страшным грохотом, ударяясь о скальный монолит, подскакивая и перегоняя друг друга, низринулась вниз, туда, где мы совсем недавно ожидали начала движения по маршруту…

…В нос ударяет запах жжёного свежерасколотого камня. Лишившись опоры под ногами, я ошарашенно зависаю на верёвке, проверяя, не перебили ли её падающие камни, и расспрашивая, все ли целы. К моему облегчению, всё обошлось. Группа, находящаяся в это время за перегибом, не пострадала.

…Выйдя на вершину, мы видели, как заходит солнце. Тихо пламенел западный горизонт; стена Орлёнка обратилась в янтарь, потом побагровела, помрачнела, погасла.

…На чёрном небе горели звёзды тогда, когда мы наконец выбрались к восточной вершине, пройдя уже знакомую нам по прошлому восхождению перемычку с жандармами.

Потом ещё долго, разгоняя ночную тьму лишь робким светом фонариков, мы сползали в долину озера Секретного, подмерзая на холоде, спотыкаясь и поскальзываясь от навалившейся усталости. Завтрашний день будет днём отдыха.

20 октября, День 6

Мороз и солнце! День чудесный! Храпим в палаточке мы тесной и глаз не думаем продрать.

Неспешно утро сменяется днём, ясным и солнечным. Над Архызом безраздельно властвует бабье лето!

В лагере тихо и безлюдно. Те, кто вчера вернулся раньше нас, сейчас находятся на пути к новым вершинам. Готовим пищу и разбираем снаряжение, ожидая их. К исходу дня с интересом слушаем лекцию по организации станций инструктора Димы Нагорнова, весьма искушённого в этом деле.

На лагерь опускаются сумерки, холодает, темнеет. Вверху на морене появляются первые огоньки. Их вереницы ещё долго будут тянуться вниз. Это идут те, кто побывал сегодня на вершинах.

21 октября, День 7

Утро нас застало на середине морены. Там мы разделились. Ваня ушёл с инструктором Евгением Бойко левее, к скальному блоку Орех. Их ждёт маршрут 3Б на Димитров-100, сложный, идущий по холодной северо-западной стене горы. Мы с напарником Женей Киреевым, продолжая подъём по морене, ещё долго машем им вслед. У нас впереди целый день, полный приключений, и он вновь будет чудесным!

Пригреваемые ласковым солнышком, топаем по осыпным навалам туда, где котловина цирка Орлёнок, образуя несколько неявных ступеней, взбирается к одноимённому перевалу. Там, замыкая чашу горного цирка, высятся три острых небольших клыка Северных Зубков. Нам их предстоит сегодня пройти.

8.45. Мы стоим на острой дуге перевала. Он круто обрывается на восток к обширным скальным осыпям. Над ними в лучах солнца тают покатые плечи вершины Минги-Кёль-Баши, провал западного склона которой до краёв заполнен водой, чёрной, как канцелярская тушь. Это – озеро Кратерное. Едва первые солнечные лучи касаются его, оно превращается в ярчайший сияющий изумруд! Это – ещё одно чудо, увиденное нами в горах Архыза.

Мы достаём снаряжение и связываемся. Железо и станционные петли я забираю себе: если напарник любезно уступает место лидера, этим грех не воспользоваться.

Первую вершинку, широкую и покатую, проходим пешком. Оставляем там первую записку. На вторую, самую острую, влезаем по трещине в скальном монолите. Скалы сухие, тепло и безветренно. Маршрут идётся легко и приятно. На маленьком вершинном пятачке встречаем крохотную изящную белую ласку, снующую между прогретых солнышком скал. Оставляем вторую записку. Дюльферяем.

На тринадцатичасовой связи сообщаем главному тренеру, что «Беркут-7» выполнил полученное задание и готов к спуску.

Ещё совсем немного мы сидим на третьей вершинке, любуясь ясным южным горизонтом, меняем записки, перекусываем, вновь встречаем нашу крошечную любопытную попутчицу, которая изготовилась полакомиться остатками нашего скромного пиршества, и начинаем путь домой. Он пролегает через гребень горы, а потом дюльфером ныряет в скально-осыпную чашу цирка Орлёнок.

Здесь, под северо-западной стеной Северных Зубков, практически никогда не появляется солнце. Здесь холодно, много снега, а у самого подножия стены таится ледничок, или точнее его крохотный осколок, обречённый на смерть по причине потепления. Когда-то давно он был безраздельным хозяином всей этой гигантской скальной чаши, он жил здесь, круша гранит и обустраивая себе скальное ложе, он белым опасным ледопадом сползал напиться воды из чаши Секретного озера... Это было давно. Сейчас лишь неявные ступени мореных навалов напоминают о далёких временах его былой мощи... Горы позволяют нам украдкой наблюдать за мгновениями их тайной, часто драматичной жизни. Ощущение прикосновения к запретному, сокровенному мы храним в своих сердцах и памяти...

В 16.45 мы уже стоим у собственных палаток. День удался на славу! И не только у нас. Двойка Ивана и Жени успешно прошла маршрут 3Б на Димитров-100.

22 октября, День 8

Мы – в базовом лагере. Здесь, как прежде, солнце не показывается из-за горы, здесь промозгло и холодно.

Альпиниада «Золотая Осень», проводимая Ставропольской Краевой Федерацией Альпинизма, завершилась. В череде альпиниад она была у меня пятой. Подошёл к концу второй сезон горовосхождений под позывными «Беркут», и он не прошёл зря! Опыт и пережитые эмоции навсегда останутся моим достоянием! Второй разряд закрыт, а это значит, что впереди – долгий путь хождений в самостоятельных спортивных группах. Каждая ступень этого пути будет мала и трудна, но, слившись воедино, они образуют тропу к новым хрустальным горизонтам! Не свернуть с открывшегося пути, не подвести себя и товарищей – самое главное для меня.

23 октября, День 9

Попрощавшись с Дашей и Лёшей, которые удачно выполнили программу третьего разряда, провожаемые бодрыми местными псинами, мы покидаем солнечный Архыз и возвращаемся в пасмурный, сырой и ветреный Ставрополь. Неужели всю минувшую неделю здесь было так пакостно? Кажется, удивительное Архызское бабье лето – это ещё одно чудо, подаренное нам горами!

Спасибо за этот выезд моему напарнику Евгению Кирееву, Лёше, Ивану, инструктору Евгению Бойко! И огромная благодарность за терпение и титанический труд нашему главному тренеру Владимиру Енину!

Отчёты об участии в предыдущих альпмероприятиях Ставропольской Краевой Федерации Альпинизма вы можете найти здесь: