1 июля 2016 г.

АЛЬПИНИАДА «ВАХТА ПАМЯТИ - 2016» или ПУТЯМИ ЛАВИН

Потому, что снег летит вертикально вверх!..
Группа «Мельница», «Об устройстве небесного свода»

Опыт – это то, что получаешь, когда не получаешь желаемого.

30.04-09.05.16 г.

Это был особенный выезд. Это была встреча Друзей, и я ждала её с трепетом.

30 апреля, День 1

И вот, едва оказавшись на Большой Софийской поляне, я была рада узнать, что меня разыскивают Даша и Лёша, участники незабвенных первой и второй Эльбрусских экспедиций, двух восхождений на вершину Курмычи и свидетели моих первых шагов в альпинизме. Являясь жителями Новороссийска, они прибыли в Архыз накануне в составе Черноморского альпинистского клуба.

Из Ессентуков явился Денис, член альпклуба «Фрилайн», горный гид Северо-Кавказского географического общества и мой замечательный друг, вместе с которым за два года мы истоптали немало горных троп.

Родион, человек с незаурядным чувством юмора, бывший главным гидом при нашем летнем восхождении на Эльбрус, прибыл во главе команды значкистов и разрядников из Липецка.

Неподалёку, на поляне Таулу, большим палаточным лагерем расположились туристы из различных уголков страны под предводительством моего друга и замечательного человека Николая, чья система Географических обществ даровала мне возможность путешествовать по Кавказу и исследовать его самые удивительные и затерянные уголки.

Я же вновь была в команде с моими горными соратниками из Ставрополя. За плечами у нас было немало проделанной совместной работы, и теперь нас ожидала программа второго разряда.

Сошлись и встретились люди из разных мест, обладающие различным альпинистским опытом – словно люди из разных горных измерений. Все они – мои Друзья, мои соратники, и я ощущала незримую связь с ними, удивительную радость за них, и чувствовала себя несказанно богатой и счастливой!

И почти всех их объединила альпиниада «Вахта Памяти», проводимая Ставропольской Краевой Федерацией Альпинизма!

1 мая, День 2

Между тем, плотный график альпиниады не позволил нам вдоволь пообщаться, разбросав команды по всему Софийскому хребту.

Тёплым солнечным утром выходим на снежные занятия, ведомые нашим инструктором Димой Нагорновым. По пути замечаем, как много команд в этом году принимает участие в горных походах. На лесной тропе, обычно всегда безлюдной, слышатся голоса; то там, то здесь среди голых ещё ветвей лиственных деревьев и мрачных хвойных лап мелькают пёстрые одежды восходителей.

В поисках снега поднимаемся на озеро Секретное, где обнаруживаем пёстрый палаточный стан. Он тоже гораздо более многолюден, чем прошлой весной. Вокруг него царит фестивальная атмосфера: кто-то под весом рюкзака топает вдали в усталой веренице, надеясь здесь найти себе пристанище; кто-то разворачивает на пожухлой траве яркие, разноцветные лоскуты палаток; кто-то, возвратившись после раннего выхода, умывается в зыбких водах застывшего над пропастью крохотного озерка и готовит себе обед; а кто-то, как мы, захватив снаряжение и подкрепившись, дружной гурьбой спешит на скальные и снежные занятия. А торопиться есть куда: нетронутого снега осталось совсем немного, и он неуклонно тает под лучами ослепительно яркого весеннего солнца, а желающих потоптаться по его белой целине – хоть отбавляй!

Находим себе свободный склон, где вспоминаем и, как и прошлой весной, отрабатываем срыв и самозадержание на ледорубе, изучаем правила организации точек страховки и станций на снежном рельефе. Затем учимся созданию «снежного якоря», самосбросу ледорубов и хождению в связке на закрытом леднике. Вымокаем насквозь, вдоволь навозившись в глубоком мокром снегу.

День меж тем клонится к вечеру, а на маленький пятачок перед озером продолжают прибывать люди. Не найдя себе места на травяной поляне, они расставляют свои палатки на снегу нерастаявшего озера. Людей в этом году действительно много! Искренне радуясь воскресшему в людях стремлению к походам и открытиям, мы всё же понимаем, что Архызские вершины будут не в состоянии принять столько желающих, и на подступах к ним альпинисты будут, видимо, стоять в очередях, как это бывает на знаменитых Гималайских пиках!

Окончательно решаем, что на верхние ночёвки мы придём не сюда. Нам нужно уйти дальше, гораздо дальше многих, чтобы отыскать среди всего этого кипения альпинистской жизни свой уголок нетронутой природы и тишины!

2 мая, День 3.

Продукты на несколько дней собраны с вечера. Утреннее солнце застаёт нас за упаковкой рюкзаков и распределением снаряжения. Нас, третьеразрядников, а также группу значкистов, с которой топает мой друг Денис, ждёт уже знакомое нам по осенним альпсборам озеро Верхняя Запятая (другие названия - Сапожок, Ворона).

Выступаем. Скорым шагом проходим по каменистой грунтовой дороге, бегущей вдоль русла реки Софии. Минуем поворот к долине реки Гаммеш-Чат и переходим реку, лишь достигнув следующей по ходу долины: путь через Гаммеш-Чат с двумя её крутыми троговыми ступенями сейчас слишком лавиноопасен по причине обилия тающего снега!
Начинается долгий подъём, который закончится лишь у самого озера Верхняя Запятая (2800 м. над у.м.).

Мы оставляем внизу зону мрачного хвойного леса и берёзового криволесья, рододендроновый подлесок которого сплошь забит глубоким и тяжёлым лавинным снегом. Взорам открывается круто уходящая вверх долина, зажатая между двумя скальными грядами. Низины её уже освободились от снега и оголили невысокую траву, зализанную частыми сходами лавин. Она невероятно скользка, особенно мокрая, поэтому аккуратно и медленно ступаем, проминая в земле ступеньки и выверяя каждый свой шаг, чтобы не соскользнуть вниз, на разбросанные повсюду камни. Рядом с нами путь себе прокладывает группа значкистов.

Трава под ногами сменяется нестабильной скальной осыпью, осыпь – навалами из комьев тяжёлого лавинного снега, перемешанных с будыльником, камнями и грязью. Под скальными грядами, обступившими нас слева и справа, чётко просматриваются места отрыва снежных масс и траектории их схода.

…День клонится к вечеру, холодает, а крохотные точки, растянувшиеся длинной вереницей на белом кружеве лавин, продолжают бить ногами снег, медленно приближаясь к дуге перевала…

И вот, с прощальными лучами солнца, золотящего резную корону массива Караджаш, нашему взору открывается долина озера Верхняя Запятая. Она сплошь укрыта снежным саваном, в закатных сумерках отливающим сине-серым; а на её дне не видно привычной зеленоватой глади озера – она покоится под полутораметровым слоем снега. И на этом белом покрове группа людей, пришедших немного раньше нас, занимается постройкой убежищ, вырубая снежные кирпичи и водружая их один на другой.

Присоединяемся к ним, и до наступления темноты создаём настоящий городок, снежные укрепления которого призваны защищать палатки от порывов ветра.

Группа укладывается спать, оставляя меня наедине с привычной уже бессонницей.

3 мая, День 4

Подъём – в 5 часов утра. Нас ждёт уже знакомый маршрут 2А на Пештеру (3010 м. над у.м.) по северо-западному гребню, открывающий для нашей группы сезон восхождений в этом году.

Спускаемся с перевала и начинаем заход под маршрут с первыми лучами солнца, льющего золото на крутой снежный склон. Ночной мороз намертво сковал его и покрыл ледовой коркой. По этому склону скользит единственный лыжник – наш инструктор Дима, – и канты его шуршат и скрежещут об лёд. Мы же усердно бьём снежные ступени бортами ботинок и налегаем на ледорубы, стараясь не сорваться. Вниз по склону долины, а затем вверх по заснеженному гребню тянется вереница пробитых нами следов.

Меж тем солнце, не медля, топит снег. Он сбрасывает ледовый панцирь, становится вязким и мокрым, и, лишь проваливаясь в него по пояс, мы понимаем, насколько он глубок.

Тепло и безветренно. Оставив записку и отобедав на вершине, спускаемся в лагерь.

Здесь, на самом дне гигантской снежной чаши, солнышко особенно припекает. Его лучи, многократно отражённые хрустальными кристаллами, нещадно слепят и обжигают. Разостлав карематы, устраиваем лежбище прямо в снежной чаше озера. Томно повёртывая то один бок, то другой навстречу солнцу, сквозь дрёму слышим, как покрикивают команды ребята-значкисты, отошедшие поодаль для прохождения снежных занятий.

Немного отдохнув, уходим и мы – нас ждёт лекция и практика по лавинной безопасности.

Солнце, прочертив небосвод, клонится к закату, когда мы, вдоволь навозившись с лавинными датчиками, щупами и лопатами и позакапывав друг друга в снежную толщу для имитации лавинного плена, возвращаемся в лагерь.

Затем наблюдаем, как Дима, счастливый, с восхитительной быстротой забирается на вершину Минги-Кёль-Баши (Вершина Тысячи Озёр, 3243 м. над у.м.) и совершает изящный лыжный спуск.

Не мешкая, ужинаем и укладываемся спать. Впереди у нас – день тяжёлой работы на первой горе третьей категории сложности.

4 мая, День 5

В тёмном небе гаснут звёзды. Мы идём по мёрзлому насту вверх и на запад, туда, где призрачными серыми контурами теснятся пики горного массива Караджаш. В предрассветных сумерках кажется, будто все они припорошены пеплом. И мы… мы тоже бредём по пепельным дюнам, срывающимся вправо вниз в тёмную бездну троговой ступени долины Гаммеш-Чат.

Тишина. Воздух поглощает звуки. Ни движения, ни дуновения вокруг. Мир будто застыл в предчувствии чуда – чуда рождения нового дня. Лишь шесть крохотных фигурок своим неизбывным стремлением к вершинам мятежно нарушают заветы этого храма спокойствия.

И вот, пред нашими глазами начало свершаться великое таинство.
Фиолетовым, лиловым, нежно-розовым и рубиновым вспыхнул пух облаков на далёком юго-востоке. Чётче прорисовался курсив горных кряжей под ними. Нежным румянцем заалели хрустальные плечи чаровницы-Софии. Снежные барханы холмов обернулись причудливыми зефирными замками. Полыхнул луч, светозарный, как опал, заставляя облака пламенеть, словно перья жар-птицы, заливая снег под нашими стопами червонным золотом…

Великолепие угасло, оставив на снежных холмах чёткий скульптурный рисунок светотени. Очень скоро хорошей погоде придёт конец. Мы это знали. Это чувствовалось во всём: в затихшей природе, в упавшем давлении, в сгрудившихся облаках; даже в этом божественно-прекрасном рассвете чувствовалась опасность…

Непогода пришла быстро. На небо нашла хмарь, зашевелился, заворочался спавший крепким сном ветер, завертелись перед глазами первые снежинки, едва мы начали прокладывать первую верёвку.

А маршрут обещал быть хоть и недлинным, но долгим: он был заснежен. От подножия горы Димитров–100 нас ждали две верёвки вверх по перевальной стенке до жандарма «Хоккеист», затем – один дюльфер вниз, на ту сторону гребня, затем – подъём на гребень длиной в три верёвки, а потом – путь по гребню до вершины (3226 м. над у.м.).

Добравшись до жандарма, я наблюдала, как усилился мокрый снег, намочив неприветливые серые скалы. Гряду Караджаш заволокло туманом, скрыв путь, откуда мы пришли; из бесформенного белого марева внизу, увлекаемые восходящим потоком ветра, выныривали медленно летящие вверх снежинки и уносились прочь, в туманную пустоту за гребнем.

"Потому, что снег летит вертикально вверх!.." - вспоминались слова песни.

Едва мы перевалили через стену на другую сторону, скалы обледенели. Ветер неистово подвывал и раздавал жгучие пощёчины, швыряя в лицо пригоршни снежной сечки. Она, похожая на крупные шарики пенопласта, ярилась вокруг нас и сыпалась с оледенелых уступов шуршащими водопадами, создав на неказистом архызском гребне атмосферу суровых гималайских пиков. Лавинная обстановка на подходах к горе усугублялась с каждой минутой: снег, структурированный в мелкие шарики, имеет плохое сцепление, а значит, повышенную подвижность.

В небе над нами глухо зарокотало. Раскаты повторялись снова и снова, сообщая нам о нагрянувшей грозе. Наш инструктор Дима, шедший маршрут с прикреплёнными к рюкзаку лыжами, почувствовал себя неуютно: имея металлические элементы, лыжи являлись отличным громоотводом. Мы, зябко ёжась и дрожа под напором ветра, неуверенно переглядывались: даже без лыж железа у каждого из нас было хоть отбавляй.

Когда до вершины оставалось ещё далеко, Дима, взвесив все риски, развернул группу вниз, в базовый лагерь, избрав для нас наименее лавиноопасный спуск. Он пролегал через цирк перевала Орлёнок. Там, возникая из белого марева, неиссякаемой вереницей тянулись вниз группы новичков, только-только побывавших на своей первой вершине.

Снега оказалось действительно много, и он продолжал сыпать. Наши ноги вязли в его сырой тяжёлой гуще, беспрестанно проваливаясь, что очень изматывало. В конце концов, презрев все альпинистские приличия, мы уселись на попы, и, зарубаясь ледорубами, как и год назад, скатились вниз, к мокрой неприглядной висячей долине озера Секретного.

Грязный снег долго чавкал под ногами, пока не уступил место склизкой грязи. Тогда скрылись за перегибом блёклые палатки и угрюмые лица восходителей, мокнущих на озере. Мы ещё долго топали вниз, хлюпая в грязной мешанине. А дождь всё лил, будто и не думал заканчиваться.

В базовом лагере, понятное дело, нас встретили без особого восторга: группа вернулась вниз, не понюхав вершины. Однако с добротой в сердце приютили и обогрели, любезно предоставив запасное бивачное снаряжение тем, кто в бегстве от непогоды оставил все вещи в осиротевшем верхнем лагере.

5 мая, День 6

День отдыха и сушки вещей, которые изрядно потрепались за время похода. В этот день мы, ловя прояснения в капризном дождливом небе, под руководством Димы освоили переноску пострадавшего на мягких носилках и носилках-волокушах.

Собрали продукты ещё на пару дней: нас вновь ждал покинутый верхний лагерь. Мы должны были вернуться к нему, перевалив через вершину того гребня, который нам пришлось покинуть накануне.

6 мая, День 7

Два часа ночи. Тихо и безветренно. На затянутом небе – редкие звёзды. Атмосферное давление и не думает расти, находясь во власти циклона. Что-то недоброе вновь затаилось в этой погоде.

Одинокие фонарики поблёскивают во тьме, пока серые сумерки не заставляют их погаснуть в долине Секретного озера. Здесь царит некоторое оживление: местные постояльцы выступают попытать удачи на очередной вершине.

При выходе в цирк Орлёнок понимаем, что здесь, на высоте, погода нисколько не нормализовалась. Тот же жгучий ветер, тот же холод, та же беспросветная серая хмарь. Только снега теперь на подходе гораздо больше, а на скальном маршруте – больше льда.

Начинаем подъём по уже знакомой стене на гребень. Лёша, как всегда, идёт первым. Метель усиливается. Ветер доносит обрывки команд, которые выкрикивает группа значкистов, поднимающихся где-то за завесой белой кутерьмы по гребню горы Северные Зубки. Вновь громыхают раскаты. От холода и ветра немеют до бесчувственности руки. Короткие промежутки активной физической работы при подъёме мало согревают: на гребне меня начинает бить крупная дрожь.

Заснеженный гребень проходим, блуждая призрачными силуэтами в могильно-сером тумане.

Вершина. Холодно. Неистовый снег залепляет глаза. Быстро садимся на дюльфер, уходя на ту сторону стены, которая развёрнута в цирк озера Верхняя Запятая. Следом – ещё один дюльфер. Под ногами быстро проскальзывают и уносятся вверх зубцы скал.

Ноги касаются крутого снежного склона! Скальный маршрут удачно окончен!

Однако группе приходится надолго задержаться, высвобождая из скальных тисков застрявшую дюльферную верёвку.

На пути к палаткам медленно плывём по снежным дюнам, беспрестанно проваливаясь и опасаясь сорвать лавину.

Верхний лагерь. Покинутый всеми, он занесён снегом; дуги палаток прогнулись и упали под его весом. Снег, подтаивая, проник под тент, намочив спальники. Пытаясь хоть как-то сохранить тепло, вшестером влезаем в одну палатку, наименее пострадавшую от снегопада. Я мёрзну, получив на горе самое настоящее переохлаждение. После того, как меня отпаивают горячим чаем, мы укладываемся на ночлег.

7 мая, День 8

Ночью едва не оказываемся погребенными заживо в палатке под толщей выпавшего снега, который, укрыв тент, перекрывает доступ воздуха внутрь.

Не желая продолжать сон в такой опасной обстановке, скорее выходим. В сером воздухе медленно кружит непроглядная снежная взвесь. Погода не обещает улучшения.

Быстро собираемся. Ловить здесь больше нечего. Нужно, не медля, уходить. Вот только как? Путь из долины реки Софии, по которому мы пришли сюда вначале, теперь чрезвычайно лавиноопасен. И обстановка продолжает усугубляться с каждым часом. Об этом свидетельствует палящее даже сквозь снежную завесу солнце и ухающие, шуршащие звуки лавин, от которых холодок пробегает по спине. Путь в долину озера Секретного с его крутым взлётом на перевал Караджаш ещё более опасен. Оставаться бессмысленно – об ещё одной ночёвке в заметаемой снегом палатке не хочется даже думать. Быть может, в сложившейся обстановке безопаснее спускаться вниз не по долинам, а по скальным гребням? В этих раздумьях проходят утренние часы, а лавины продолжают сползать, разнося по горам приглушённое эхо.

Наш инструктор Дима при попытке начать спуск в долину Софии оказывается едва не снесённым одной из лавин, после чего возвращается наверх к своим раздумьям.

Решительнее нас ведёт себя группа значкистов из Черноморского клуба, которая ночевала сегодня рядом с нами и в составе которой пришли на озеро Даша и Лёша. Их инструктор, презрев опасность, скорым шагом направляется вниз, уводя за собой своих людей, и вслед за ними вдогонку бросаются мокрые тяжёлые лавины, протягивающие свои сырые языки к их крохотной команде…

Мы с замиранием сердца ждём радиосвязи с ними. Проходит полчаса, час…
Сообщение! Они благополучно прошли! Они живы!

Следом, связанные верёвками по двое, выступаем мы.

Проходим весь путь с давящим ощущением опасности, комком подступившим к горлу. Не раз за этот спуск нам пришлось оборачиваться на ухающий шершавый звук и, словно завороженным змеёй, наблюдать ползущий по склону гиблый пласт.

Лишь когда путь лавинам преграждает берёзовое криволесье, опасность остаётся позади.

Уставшие, возвращаемся в базовый лагерь.

Альпиниада подходила к концу, и это значит, что гора Димитров-100 явилась нашей первой и последней горой, схоженной на этом мероприятии. Схоженной за два подхода! Так много мы ещё никогда не ходили, и никогда ещё в плане выполнения программы не получали так мало! Но взамен мы обрели огромный опыт, и, по золотому выражению нашего инструктора, «хоть мы не выиграли гору, но мы выиграли жизнь!» Эти слова действительно были чистой правдой! И слава Богу, что в результате всех этих долгих хождений и страданий все мы остались живы!

8 мая, День 9

Это был просто день заслуженного отдыха. Отогревшиеся в жаркой баньке ещё прошлой ночью, мы надеялись изгнать следы переохлаждения из своих тел. Идти никуда не надо было, несмотря на наконец-то установившуюся солнечную погоду, и от этого было как-то грустно на сердце.

9 мая, День 10

Это был светлый и грустный день. День Победы! Вернувшись из торжественного шествия к месту захоронения неизвестных солдат, мы погрузили в машины свои вещи: этот день был также и днём отъезда.

Скоро мои друзья разъехались по своим городам, оставив об этой поездке лишь воспоминания… Светлые, добрые воспоминания о радостных встречах и колоссальный опыт!

Спасибо за прекрасную работу и хорошую компанию моей замечательной группе, моим добрым друзьям: Илье, Марине, Лёше! Спасибо супругу Ивану!

Огромное спасибо нашему инструктору Дмитрию за новые знания и умения!

Спасибо Даше, Лёше, Денису и Родиону за то, что просто были там!

Спасибо главному тренеру Владимиру Енину!