20 сентября 2015 г.

ИМЕРЕТИНСКИЕ ОЗЁРА И ШПИЛИ или КАК МЫ НЕ ВЗОШЛИ НИКУДА И ЕДВА НЕ ПОТЕРЯЛИ САМОЕ ВАЖНОЕ

18-20.07.15 г.

Мимо медленно проплывает однообразная запыленная зелень, награждая нас хлёсткими ударами по лицу. Наш огромный КАМАЗ усердно ворчит и скрипит, покачиваясь на ухабах грунтовой дороги и оставляя за собой длинный шлейф поднятой пыли. Он увозит нас вверх по ущелью Большой Лабы. 

Дорога вьётся, следуя прихотливым изгибам горной реки, и петляет вверх-вниз среди невысоких зелёных лесных склонов и причудливых скальных башенок. 

Внизу слева, то в глубоком каньоне, то совсем рядом гудит мощный горный поток, переливая свои прозрачные небесно-голубые воды через каскады огромных валунов. Вода в реке имеет настолько насыщенный оттенок, что чудится, будто под ногами течёт вязкая небесная синь, полыхнувшая из раны расколотого неба.

Далеко на юге в широкой высокогорной чаше, образованной древним ледником, располагается комплекс прекраснейших озёр, укрытых от человеческого глаза. Ледники, стекающие со стремительных, блистающих в ясном небе горных пиков, питают их. Вместе с ледниковой водой озёра, кажется, впитывают в себя бездонную небесную синеву, приобретая насыщенные оттенки ультрамарина, бирюзы, морской волны и тёмного закатного неба. Из озёр Географов, Ривьера, Поднебесного, Шоколадного сетью тоненьких речушек собирается влага в озеро Безмолвия, самое нижнее и большое. Из озера Безмолвия берёт свой исток река Имеретинка, правый приток Большой Лабы. Поэтому-то воды этой реки настолько чисты и прозрачны, поэтому-то река похожа на небесную пульсирующую артерию.

К этим удивительным озёрам на этот раз держит путь наша группа. Нас поведёт туда горная тропка, неукоснительно следующая вверх по течению реки Имеретинка.

Заезжаем в Дамхурц, на кордоне Карапырь получаем пропуска в биосферный заповедник, в Закане покидаем КАМАЗ, регистрируем группу для выхода на маршрут.

Тропа, перебравшись мостиками через горные потоки, плавно и медленно набирает высоту, постоянно ныряя в ручейки, иногда прокладывающие свое русло прямо по ней. Духота, нещадно палит солнце. Густые, труднопроходимые кушеря сменяются лесной тенью, затем снова кушерями, и всё это бесконечно повторяется. Заросли борщевика, ревня, крапивы, чертополоха и гигантских колокольчиков, превышающих человеческий рост, обжигают и хлещут по лицу. Кусает навязчивая мошка и оводы.

После перехода реки вброд за густыми зарослями начинает маячить далёкая струя первого каскада реки Имеретинка. Там тропинка берёт резкий подъём, покидая густые заросли и мошку и выводя туристов в зону рододендронов и горечавки. Там – наше спасение. Туристы, готовые идти быстро, рвутся вверх, стремясь преодолеть пороги до заката. 



Однако главный гид не торопится делить группу, поэтому ночуем вместе под ступенями водопада, наблюдая, как в ночной тиши то там, то здесь на осыпных склонах гор загадочно перемигиваются огоньками светлячки, будто подают друг другу тайные знаки о нас, незваных ночных пришельцах. От их таинственной игры создаётся впечатление, будто сверкающими алмазными гранями переливается сама гора.

Подъём – в пять утра. Группу наконец удалось разделить, к нашей радости. Выходят самые сильные. Тех из них, кто решится пойти на пик Инпси (Гранитный), ждёт набор высоты 1500 м. по вертикали.

 По крутым мокрым ступеням, поросшим березняком и вездесущими рододендронами, преодолеваем первую ступень водопада. По крутой каменной осыпи – вторую. Оба водопада мощны и прекрасны! Они овеивают нас мириадами свежих брызг!



Начинаются снежники. Немного плутаем, т.к. гид, знающий маршрут, остался с отстающими ребятами. Вновь переходим реку. После обширной поляны, заросшей сочной зеленью, преодолеваем последнюю скальную ступень. 


Впереди и немного внизу открывается озеро Безмолвия (2530 м. над у.м.) и острые пики горного цирка над ним! Воды озера невероятно голубые, чистые и прозрачные. Даже на большой глубине видно всё до последнего камешка!

Группа ставит лагерь, некоторые купаются. Программа для многих на сегодня – побродить по озёрам, лежащим выше.

На пик идут немногие. Нас пятеро: я, Иван, Андрей, Вика и гид Гена, хороший парень, который, правда, о маршруте на пик знает понаслышке. Главное то, что он узнал о том, что маршрут довольно прост и безопасен, категории трудности не имеет. Назначаем время возврата – 16 ч. 30 м. Это время, в которое мы в любом случае, достигнув цели или не достигнув её, поворачиваем назад, к месту стоянки на озере.

Стремительно и быстро поднимаемся по осыпям. Внизу – огромный бирюзовый лоскут озера Безмолвия с одним глазком-островом.
Осыпи и морены тянутся бесконечно. Иногда они довольно круты. По пути не встречается ни одного озерца. Это кажется странным. Закрадывается мысль, что мы не вышли на нужный нам маршрут.



Путь преграждает крутая скальная ступень, тянущаяся, сколько хватает глаз, слева направо и там упирается в стену горы Инпси. Преодолеваем её по скальным кулуарам. Она камнепадоопасна, и мы, конечно же, спускаем камнепады.
Выходим на довольно ровную площадку, под которой слева лежит озеро Поднебесное (2850 м. над у.м.). Язык ледника, стекающего с перевала Поднебесный, купается в озере, по тёмной водной глади плавают айсберги. Прямо над нами реет вершина горы Инпси. Она выглядит близкой, но путь подъёма на неё отнюдь не выглядит простым. Склоны справа и слева от озера кажутся одинаково крутыми, но левый скальный взлёт выводит к подъёму на пик Буша, поэтому решаем идти по правой стороне, почти под самой вершиной Инпси.


Склон крут и камнепадоопасен. От таяния ледника камни мокры и скользки, они ползут не только под нашей тяжестью – осыпь живая, нестабильная и спускает валуны сама собой. Стараемся идти по монолитным скальным выходам, чтобы чувствовать опору под ногами. 

Внезапно путь преграждает ледник (!) Снизу он не был замечен нами потому, что покрыт панцирем из мелких камней. Аккуратно, по одному, идя, а точнее ползя на четвереньках, по вмёрзшим камешкам преодолеваем его. Давно уже понимаем, что мы идём не по маршруту. Где пролегает маршрут, непонятно, т.к. невозможно разыскать тропинку среди царства бесконечных серых валунов. Жалеем, что не взяли каски, страховочные системы, верёвку. Без них идти неприятно. Вспоминаю, что забыла знамя СГО у озера Поднебесного. На таком опасном маршруте разделяться нельзя, поэтому принимаем решение оставить флаг.

После ледника по одному преодолеваем участок, на котором все камни живые. Держаться практически не за что. Камни ползут. Обойти участок не получается, т.к. по сторонам от него – натечный лёд.
После этого преодолеваем очень крутые каменные террасы, с которых неприятно смотреть вниз. Интересно, какая это категория трудности? 1 Б? 2 А?


Крутой подъём заканчивается, выходим к дуге перевала. Справа от нас – вершина Инпси. Между нами и ей – ледничок с трещинами (!) Отсюда нам не пройти. В этот момент наш добрый проводник Гена сообщает нам, что узнал о простоте похода на Инпси от человека, который никогда там не был. Это известие нас не радует. Вике, новичку в горах, некомфортно стоять на таких отвесах, но она всё мужественно терпит и преодолевает. Мне неудобно перед теми, кого я взяла с собой в этот нелёгкий, полный неожиданностей путь.

Изучаем гору. Её широкий склон покрыт ледничками и снежниками. Там не пройти ребятам в кроссовках. Единственный возможный для нас путь на вершину лежит в обход, через спуск на перевал, затем на широкий и пологий разрушенный гребень, ведущий к предвершине, затем по круто взлетающему довольно острому гребню на башню, вертикально обрывающуюся к озёрной долине. Этот путь долог. До точки возврата – 1 час. На Инпси мы не успеваем. Решаем спуститься на перевал Поднебесный (3020 м. над у.м.) и от него подняться на пик Буша (3119 м. над у.м.). Он ближе, пониже, и путь по гребню там проще.

С перевала обозреваем долину Имеретинских озёр на западе. Прямо под нами темнеют воды озера Поднебесного; далеко внизу, за бесконечностью осыпных террас – озеро Безмолвия. На юге острой стеной дыбятся гора Надозёрная и Имеретинский шпиль. На востоке открывается бесконечный горизонт зелёных предгорий, переходя к югу в заснеженные вершины Главного Кавказского хребта. Под перевалом с востока видны сине-зелёные кляксы озёр Забвения и Гуманоидов, из которых берёт своё начало река Светлая.

Гребень пика Буша довольно прост. Быстро преодолеваем его. Однако то, что нам казалось вершиной, оказывается поднятием на гребне, после которого гребень довольно долго продолжается, сужаясь, становясь скалистей, обрывистей и круче. До точки возврата менее получаса. Мы понимаем, что дойти не успеем, к тому же там требуется хотя бы элементарная страховка, которой у нас нет. Понимаем, что все старания и страдания не привели нас ни к одной долгожданной вершине. Что ж, если долина Имеретинских озёр не торопится раскрывать перед нами все свои тайны, значит, она будет ждать нас в гости вновь!


Т.к. на перевале мы не обнаружили ни одной тропы, которая могла бы вернуть нас в лагерь, с гребня сразу уходим вниз, на крутые скальные осыпи, на которых тоже мало приятного. После озера Поднебесного сворачиваем резко вправо, надеясь отыскать тропу. Краем глаза замечаем озеро Буша, понимаем, что у нас нет сил проявить к нему интерес и рассмотреть хорошенько. Затем умудряемся влезть на очередные скальные сбросы, кое-как сползаем по ним и, когда краски дня начинают меркнуть, спускаемся к лагерю, уставшие.



Здесь узнаём, что те, кто вышел от подножия первой ступени водопада второй группой после нас, добрались на озеро совсем недавно.

Первый раз за день кушаем. Холодает. Темнеет.

Озёрная гладь – мир отражений. В сероватых сумерках тонут в озере зелёные холмы с разбросанными по сочной зелени пёстрыми точками палаток; тонут опрокинутые горные вершины, подпирая собою первые загорающиеся потонувшие звёзды. Разгораются и дымятся в ледяном небе туманности Млечного Пути. Со дна озера, покачиваясь, на них смотрят их собратья.


Достаю штатив. Млечный Путь медленно плывёт по чёрному небосводу, беря свой исток на вершине горы Надозёрная. Блистают знакомыми очертаниями Большая и Малая Медведицы, Северная Корона, Дракон, Кассиопея.


Ребята из нашей группы поют и водят хороводы, чтобы согреться.

Заканчиваю работу в полночь. Упаковывая технику, любуюсь, как сверкает и переливается при свете фонарика тонкая ледяная корка, покрывающая тенты палаток, одежду и чехлы от оборудования. Мороз! Ну надо же! К утру будет ещё холоднее.

Всю ночь не могу согреться, меня бьёт крупная дрожь несмотря на то, что я кутаюсь в тёплый спальник.

С первыми лучами солнца становится жарко. Купаемся в озере. Вода бодрит и оживляет! 


Разглядываем горных туров, которые очень любопытны и без страха подходят довольно близко и рассматривают нас. 

Наблюдаем огромный камнепад, сорвавшийся с Имеретинского шпиля. Грохот и треск низвергающихся и раскалывающихся камней, метающихся по крутому отвесу, сталкивающихся, выбивающих столбы каменных и ледяных брызг, не оставил никого равнодушным.

Сворачиваем лагерь.

Обратный путь кажется более утомительным. Нещадно палит солнце. Внизу нас окружают своим вниманием заждавшиеся оводы и мошки. Кое-кто среди густых зарослей встречает медведя. 

Измотанные, приползаем к точке старта, пакуемся в громадный военный Урал, два часа трясёмся к посёлку Псемен и отправляемся по домам.

Позади – 40 километров горной местности, пройденной по тропинкам и без, фейерверк эмоций, которых не выжжешь из памяти.

И на протяжении обратного пути по ущелью нас провожает своим спокойным рокотом небесно-голубая вода.

Спасибо ребятам за проведённый в горных скитаниях день! Спасибо Андрею и Вике за проявленную стойкость на неожиданно опасном маршруте!

Уже по приезду мы узнали, что путь на перевал Поднебесный по существующей тропе – это 1Б скальная категория трудности, а так, как шли мы, наверняка 2 А. Про категорию пиков Буша и Инпси ничего не написано, но это вовсе не значит, что горы некатегорийные. Их просто не категорировали. А это большая разница. И в этом мы убедились на своей шкурке)

Комментариев нет:

Отправить комментарий