21 сентября 2015 г.

ЭЛЬБРУССКАЯ ОДИССЕЯ

25.07.-01.08.15 г.

К этому восхождению, запланированному уже ровно год назад, я была не готова, как никогда: фотоаппарат мне не успели переслать, знамя СГО было потеряно на Имеретинских озёрах, там же была подхвачена навязчивая простуда, избавиться от которой у меня не было ни времени, ни сил: неотложные дела вымотали меня, не позволив даже толком выспаться.

Походные друзья яростно отвергли мои сомнения насчёт готовности к участию в экспедиции, за что я им была очень благодарна.




25.07., день 1.


Взлетает и падает вьющаяся серпантином дорога, то прокладывая путь по гребню, то спускаясь в богатые нарзаном долины.

Далеко на севере тают в кисейной дымке крутые обрывы и причудливые башенки горных плато Бермамыт и Кан-Жол, на юге безмолвным хрустальным исполином вздымается над резным хребтом Эльбрус-тучегонитель, собирая на своих снежных плечах грозоопасные кучевые облака.


Минуем древнюю гору-обсерваторию Тузлук, по полуразрушенной джип-дороге огибаем вершину культовой горы Сирх, спускаемся. Здесь наш транспорт оставляет нас.


Поляна Эммануэля (2500 м. над у.м.) встречает нас ливнем и грозой. По мокрому шаткому мосту перебираемся со всем снаряжением через реку к месту установки базового лагеря. Ужинаем едой, приготовленной на белом нарзане.


26.07., день 2.


День заброски. Сегодня нам предстоит поднять снаряжение к месту штурмового лагеря на высоту 3750 м. над у.м., преодолев более 1000 м. набора высоты по вертикали, и вернуться к месту стоянки.

Минуем опасный участок тропы над рекой. Круто набирая высоту по ведущей на Седой гребень тропке, наблюдаем оставшуюся внизу огромную ровную площадку старого немецкого аэродрома с его лабиринтами бесконечности, затерянными среди горных осыпей. Погода, с утра радовавшая ясным небом и солнцем, портится, принося порывы ледяного ветра и ливень. 



После Лунной поляны, действительно напоминающей больше безжизненную инопланетную местность, нежели земной пейзаж, набираем высоту меж красноватых вулканических осыпей, оставляя внизу справа широкий язык ледника.


В вагончиках МЧСников оставляем снаряжение и спускаемся в базовый лагерь, по пути заглядывая на таинственные каменные грибы с их ритуальным столом-крестом.


Я обращаю внимание на то, насколько слаженно двигается наша группа, насколько хорошо выдерживает постоянный нужный темп, насколько дружественная тёплая атмосфера в ней формируется; и это не может не радовать, ведь это – залог успешного восхождения!


27.07., день 3.


Сворачиваем базовый лагерь и покидаем благодатные, полные тепла и сочной зелени луга поляны Эммануэля. Впереди нас ждут ледники, холод и постоянный усердный труд.

Вечером надеваем кошки и выходим на ледник для прохождения ледовых занятий. Низовья ледника сырые и зыбкие, испещрённые частым рисунком речушек и борозд. Часть протоков пролегает глубоко в теле ледника. Речки шумят и журчат, неся свои чистые воды к каменным осыпям штурмового лагеря. Минуем их, уходя выше, к более сухой части ледника.

Отрабатываем хождение в связке, срыв и самозадержание на ледорубе. Возвращаемся.


28.07., день 4.


Утро в штурмовом лагере всегда морозное. Обильные протоки, несущие влагу к порогу лагеря, к утру стихают, скованные льдом. Еле слышно лепечет ручеёк. Спускаюсь к нему умыться. Он узок и неглубок, берега его заледенели. Окунаю ладошку в серебристую протоку и ощущаю острое покалывание: речушка несёт в себе ледяное крошево, более того, всё дно речки проросло прозрачными острыми кристаллами до самой поверхности воды.

Первый день акклиматизации. Скорее надеваем кошки, связываемся верёвкой и выходим. Цель на сегодня – достичь нижних скал Ленца (4600 м. над у.м.), преодолев набор высоты около 1000 м. по вертикали, что составляет ровно половину от общего набора высоты при штурме вершины. 

Минуем первую Профессорскую трещину и по усилившемуся уклону долго топаем к Поворотному камню. Возле него узнаём, что на скалах Ленца сейчас бушует настоящая метель.


Закрывая лицо руками от секущих ледяных крупинок и пригибаясь от мощных потоков ледяного ветра, достигаем знаменующего начало скал Ленца огромного вулканического выступа с венчающим его вершину крестом, затем, не задерживаясь, спускаемся вниз. Родион, наш главный инструктор, проделывает обратный путь на лыжах, ловко петляя в лабиринте ледяных трещин.



 Узнаём прогноз. Он наиболее благоприятен только на послезавтра. На совещании почти единогласно решаем совершить завтра последний акклиматизационный выход на средние скалы Ленца и восходить по хорошей погоде на следующий день, лишив себя заслуженного дня отдыха. Сильнейшие дойдут.




29.07., день 5.


Встаём рано, чтобы рано вернуться и улечься спать перед решающим штурмом. Я просыпаюсь невыспавшейся. Вновь. Уже 4-ю ночь я не могу заснуть от излишнего нервного напряжения. «Корвалол» и сухое вино не помогают делу. От таблеток чувствую себя побитой собакой. Желудок расстроен.

Солнечно и ветрено. Доходим до средних скал Ленца (4800 м. над у.м.). Вдобавок к усталости подхватываю «горняшку». Впервые в жизни отчётливо ощущаю её как непрерывный шум в голове. 



В штурмовой лагерь спускаюсь через силу, с сильной головной болью и высоким давлением. Меня отпаивают таблетками, выдавая ко всему прочему заветную таблетку снотворного. Выпиваю его и ощущаю, как онемение расползается по всему моему телу, как неуклонно понижается давление, создавая писк в ушах и принося долгожданное расслабление.


30.07., день 6.


00.45. Подъём, завтрак и быстрый сбор. Снотворное ещё действует. В ушах шумит, давление низкое, желудок расстроен. Хочется свернуться уютным тёплым клубочком и мирно засопеть. Так и будет! Но позже. После штурма. У меня хорошие друзья. Они всегда помогут, если на склоне меня постигнет беда.

Ночи на склоне Эльбруса магически прекрасны! Вот эта, например: ясная, морозная, звёздно-лунная. Светлая, абсолютно полная луна, затмевавшая своим молочным сиянием половину небосвода, склонилась к горизонту и скрылась за седловиной Эльбруса, нежно поглаживая его могучие хрустальные плечи. Стало темнее, ярче разгорелись звёзды в чёрной ледяной бездне, потянуло свежим холодным ветерком.

Выступаем. Из непроглядной тьмы свет налобного фонарика выхватывает только ноги впереди идущего. Мерно и медленно переступают они. Звонко поют, раскалываясь, потревоженные острыми кошками заиндевевшие хрупкие ледяные лепестки. Снежные крупицы нещадно сияют и переливаются, ослепляя идущих в ночи.

В серых бесформенных предрассветных сумерках медленно гаснут звёзды. Рыжий огненный сполох разрезает полнеба на востоке, строго за нашими спинами, а затем, усиливаясь, порождает кроваво-красное солнце. Снежно-белые простыни Эльбруса обагряются кровью. Рождается новый день – день нашего решающего броска, день невероятных усилий, день, который несёт нам неизвестность, мучительную и пугающую.


Уже при ясном свете солнца проходим первые скалы Ленца. Моё низкое давление постепенно нормализуется, мне становится лучше, хотя по-прежнему мне хватает сил говорить только шёпотом.

4800 м. Средние скалы Ленца. Мы переходим черту, до которой дошли вчера. Впереди – неизвестный нам путь.


5000 м. Верхние скалы Ленца. Преодолеваем затяжной довольно крутой подъём, достигающий 37-40°. Вчерашней «горняшки» нет, в сознании ясно, идётся и дышится легко. Кошки на ногах легки и пушисты. Они ступают по снегу, словно по бесконечному белому облаку. Телу так легко, что кажется, будто оно тоже состоит из вездесущего кристально-чистого морозного воздуха, из ослепительного снега и свежего свободного ветра.


5100 м. Привал у Отдыхательного камня. Мы отчётливо понимаем, что дойдём. Всей группой! Все 9 человек! Дойду я. Я высказываю эту свою уверенность, правда, по-прежнему шёпотом. Нас начинает одолевать радость от осознания близкой победы.

5400. Оставляем лишние рюкзаки и вещи. Долго-долго идём до маячащего у горизонта огромного камня, за которым – небольшой взлёт и вожделенная вершина. Ступаем медленно, долго и глубоко дышим. В теле и сознании – всё та же лёгкость.

Пологий подступ к вершине встречает нас ледяным пронизывающим ветром. Впереди – только треугольный металлический турик у края бездны. 

Горизонт распахивается, открывая лежащие в хрустальной дали внизу острые сияющие пики Главного Кавказского хребта и Закавказья, и острее всех вострит свои «ушки» коварная Ушба.

Сразу же под нами лежат ратраковые трассы и канатные дороги южной стороны Эльбруса с его менее массивными грязноватыми ледниками. Именно с юга пролегал наш путь подъёма ровно год назад, и взойти с севера – всё равно что увидеть другую сторону Луны.

Мы взошли! Всё-таки мы все взошли! Кто-то плакал. Полным составом мы стояли на восточной вершине, на высоте 5621 м. над у.м., преодолев 2000 м. перепада высот, и отчётливо понимали, что в том, что все мы здесь – заслуга каждого из нас. Мы обнимались, искренне благодаря каждого участника экспедиции за усилия и поддержку в слове и деле.


 А я за неожиданно успешное восхождение в довольно жалком состоянии получила прозвище «стойкий оловянный солдатик».


Спустились мы также вместе к 16.30. Т.о., общее время в пути составило 14 часов. И вот тут-то я осуществила свою мечту – выпив согревающего чаю, свернулась клубочком среди мягких тёплых изгибов спального мешка и мирно заснула, слушая тихие разговоры и шутки участников экспедиции, праздновавших победу.


31.07., день 7.


Всему приходит конец, и нашей экспедиции тоже. Это был очень грустный день. За этот день и предыдущий мы сбросили 5000 м. по вертикали. Собравшись, мы покинули штурмовой лагерь, поляну Эммануэля, искупались в Серебряном источнике, прошли захватывающий дух Калинов мост, спустились на Джилы-Суу, попили живительного нарзана, загрузили вещи и вернулись в Ессентуки, в точку нашего отбытия неделю назад.


И всё это время я оглядывалась назад, на громаду величественного, спокойного снежно-белого Эльбруса, который к наступлению закатных сумерек накинул на свои плечи королевскую багряную мантию. Я была там! И я это буду помнить всегда! Но вспомнит ли об этом Эльбрус?

Я благодарна за открытия в себе и других, которые он мне преподнёс, я благодарна за подаренные встречи: с людьми из разных уголков страны и планеты, а также с Сергеем Чалым и Денисом Алимовым.
Я благодарна каждому участнику нашей экспедиции: Вове, Саше, Гене, Фариду. Благодарна главному инструктору Родиону.

Выражаю отдельную благодарность Даше, Лёше и инструктору Денису за силы, терпение, помощь и веру в меня. 

Этой нашей больной горами компании 01.08. исполнился ровно один год. За это время мы проделали долгий и усердный путь, и результаты стараний были налицо при восхождении. Свой День Рождения мы отпраздновали у Дениса и вновь разлетелись кто куда, чтобы однажды встретиться вновь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий